Единство национального и общечеловеческого в лирике мирзо турсун-заде. Его конкретное проявление и художественные формы Лирика Мирзо Турсун-заде дает богатые и многочисленные образцы и формы художественной диалектики национального и общечеловеческого начал. Сегодня, когда развитие культуры не мыслится без непрерывно углубляющейся интеграции этнокультур, не может быть и речи о «замыкании» поэта в каких-либо определенных рамках. Методологическая основа литературоведения открывает закон преемственности лучших традиций любой национальной поэзии в условиях современности. В этом смысле и современная таджикская лирика, включая творчество Мирзо Турсун-заде, формировалась благодаря творческому освоению приемов, форм и жанров классической лирики. Этот процесс шел на фоне общего развития таджикской этнокультуры. У истоков таджикской классической лирики находилась плеяда таких талантливых поэтов, как Рудаки, Абу Шакур Балхи и Дакики. В эпоху средневековья лирика равивалась благодаря Руми, Саади, Амиру Хосрову. В лучших произведениях, особенно в стихах Фирдоуси, Хайяма, Хафиза, Джами, проявились те художественные элементы и образцы, которые составили национальную основу таджикской современной лирики. В таджикской поэзии Х1Х века заметное место занимал Ахмад Дониш, вокруг которого группировались поэты-просветители Шахин, Савдо, Асири и др. Именно они закладывали фундамент диалектики интернационального и национального начал в таджикской поэзии. В дальнейшем это диалектика продолжала развиваться в творчестве А.Лахути, П.Сулаймони, М.Амин-заде, М.Рахими, Х.Юсуфи, Б.Рахим-заде, М.Миршакара, М.Каноата, А.Шакухи, Л.Шерали и др. Их вклад в поэтическую этнокультуру трудно переоценить. Однако наиболее выпукло дилектика общечеловеческого и национального раскрывается в лирике Мизо Турсун-заде. В литературоведении долгое время бытовал взгляд на лирику как на интимный род искусства, характеризующийся главным образом наличием диалектики переживания, своего рода мгновений человеческой жизни. Такой взгляд, по существу, не учитывает необходимости наличия в лирических произведениях диалектики национального и общечеловеческого начал, так как образ-переживание изначально мыслится как общечеловеческое явление. Между тем творчество современных поэтов-лириков опровергает эту точку зрения. В этом отношении чрезвычайно показательна лирика Мирзо Турсун-заде, которая составляет значительный раздел его творчества и которая стала достоянием многонационального читателя, благодаря переводам И.Сельвинского, С.Городецкого, С.Гудзенко, В.Державина, Я.Смелякова, Н.Тихонова, А.Сафронова, Т.Стрешневой, Я.Козловского и других талантливых русских поэтов. Единство национального и общечеловеческого в поэзии Мирзо Турсун-заде проявляется на различных уровнях. В этом ее уникальность и самобытность. Непрестанно наблюдаются диаклектические п е р е х о д ы национального начала из идейно-художественного центра на художественно-формальную «периферию» и общечеловеческого начала от «периферии» к центру. «В стихах на интернациональную тему наиболее полно раскрылись качества,присущие всей поезии Мирзо Турсун-заде; сложное сочетание гражданской страстности,пафоса и глубоко личного восприятия жизни,- справедливо пишет Б.С.Мусаева.- Тема дуружбы народов находит у поэта разнообразное художественное решение; он обращается к лирическому монологу, к патетический ораторской речи, раздумьям или воспоминанию, ...

Joylangan
05 Mar 2024 | 05:51:42
Bo'lim
Adabiyot
Fayl formati
zip → doc
Fayl hajmi
42.98 KB
Ko'rishlar soni
93 marta
Ko'chirishlar soni
9 marta
Virus yo'q.
VirusTotal da tekshirish
O'zgartirgan san'a:
28.03.2025 | 12:52
Arxiv ichida: doc
Joylangan
05 Mar 2024 [ 05:51 ]
Bo'lim
Adabiyot
Fayl formati
zip → doc
Fayl hajmi
42.98 KB
Ko'rishlar soni
93 marta
Ko'chirishlar soni
9 marta
Virus yo'q.
VirusTotal da tekshirish
O'zgartirish kiritilgan:
28.03.2025 [ 12:52 ]
Arxiv ichida: doc