Общечеловеческое и национальное как проявление диалектики художественной этнокультуры (эпико-лирический род в творчестве мирзо турсун-заде) Мирзо Турсун-заде - несомненный мастер эпико-лирического рода. Ему принадлежат как «широкоформатные» , многоплановые, так и «камерные» поэмы, которые благодаря специфической, образно-поэтической форме воплащают явления диалектики национального и общечеловеческого начал в событиях действительности и в сознании героев. Эта диалектика есть результат закономерностей исторического развития наций и взаимоотношения их художественных этнокультур. Жанр таджикской лиро-эпической поэмы был взращен на богатой литературно-художественной почве. В странах Востока, которые дали литературе яркие образцы лиро-эпического рода, на определенном этапе литературного процесса этот род оказался отодвинутым на задний план. Жанру поэмы, как и каждому крупному жанру вообще, нужен общественно-исторические стимулы, несущие в себе общечеловечекое начало. В 20-е годы А.Лахути публикует свою касыду «Кремль». Это был своеобразный ответ на касыду известного азербайджанского поэта ХП века Хагани, воспевавшую развалины древнего Ктесифона, древнего города на берегу реки Тигр близ современного Багдада в Ираке. Как отмечает таджикский литературовед М.Шукуров, «в двадцатые годы одной из важнейших особенностей поэзии различных народов являлась…большая концентрация внимания на общих свойствах и качествах». Это высказывание подтверждается и особенностями таджикской поэзии 30-х годов. «В поэме Пайрава Сулаймони «Кровавый трон», - пишет другой таджикский исследователь жанра поэмы Х.Атаханова, - весь мир насилия и деспотизма был воплащен в образе эмира и его приближенных, но эти персонажи не отличались друг от друга индивидуальными чертами, а имели особщающий смысл, обобщающее значение. В поэмы нет конкретного героя. Его олицетворял народ». В 30-х годах создаются полноценные в художественном и идейном отношениях поэмы С.Айни «Борьба человека с водой», М.Миршакара «Стяг победы», Р.Абдулло «Вахш». Эти и другие таджикские поэмы 20-30-х годов оказали немалое влияние на развитие лиро-эпического мастерства Мирзо Турсун-заде. Обращение художника к большим и малым эпико-лирическим поэмам объясняется тем, что именно они, более чем какая бы то ни была другая жанровая форма или ее разновидность, могли выразить философию века и современности, передать стремления и духовное богатство человека, стать живой летописью формирования общности людей, знаменующей духовный и художественный прогресс в ходе взаимодействия этнокультур. Жанр большой и малой эпико-лирической поэмы как новаторский способ литературно-художественного воплощения действительности творчески осваивался Мирзо Турсун-заде именно потому, что в обществе действует чрезвычайно важная закономерность: открытия, опыт, традиции одной литературы становятся достоянием всех литератур, превращаясь в активной стимулятор их развития. Богатая эпико-лирическая традиция в родной для поэта литературе, вступая во взаимодействие с общечеловеческим художественным опытом, обнаружила необходимую внутреннюю силу для творческого преобразования поэтических форм эпико-лирического рода. Это явление и определяет весь характер эпико-лирического творчества Мирзо Турсун-заде, который много и плодотворно ...

Joylangan
06 Mar 2024 | 19:14:14
Bo'lim
Adabiyot
Fayl formati
zip → doc
Fayl hajmi
47.51 KB
Ko'rishlar soni
102 marta
Ko'chirishlar soni
5 marta
Virus yo'q.
VirusTotal da tekshirish
O'zgartirgan san'a:
28.03.2025 | 12:53
Arxiv ichida: doc
Joylangan
06 Mar 2024 [ 19:14 ]
Bo'lim
Adabiyot
Fayl formati
zip → doc
Fayl hajmi
47.51 KB
Ko'rishlar soni
102 marta
Ko'chirishlar soni
5 marta
Virus yo'q.
VirusTotal da tekshirish
O'zgartirish kiritilgan:
28.03.2025 [ 12:53 ]
Arxiv ichida: doc