Способы проявления диалектики национального и интернационального в драматургии мирзо турсун-заде Таджикская драматургия, как и драматургия других республик Средней Азии, была для национальной литературы явлением принципиально новым. С первых дней своего существования она была социально направлена, разрабатывала национальную и общечеловеческую тематику. Таджикская драматургия была представлена в 30-е годы пьесами «Враг» ДжИкрами, «Долина счастья». Г.Абдулло, «Шодмон», «Краснопалочники» С.Улуг-заде. Успешно работали в области драматургии С.Саидмурадов, А.Лахути, А.Усманов. Мирзо Турсун-заде плодотворно работал не только в области лирического и эпико-лирического рода, но и в области драматургии. Ему принадлежит ряд сценических произведений, которые внесли значительный вклад в становление и развитие таджикского национального театра. В драматургических произведениях очетливо проявляется мастерство Мирзо Турсун-заде в изображении единства национального иобщечеловеческого начал. Драматургическая деятельность Мирзо Турсун-заде успешно развивается в 30-40-е годы. В это время им написаны пьесы «Приговор» (1934), «Рохатхон» (1935). Совместно с таджикским поэтом А.Дехоти в 1939 году им была создана драма «Восстание Восе», на основе которой в 1941 году было написано либретто первой таджикской оперы. В 1943 году он создает трагедию «Тахир и Зухра», в 1945-м драму «невеста». Мирзо Турсун-заде известен и как кинодраматург. Тематика и проблематика драматургических произведений Мирзо Турсун-заде связаны с историческим прошлым таджикского народа и разработкой легендных сюжетов («Восстание Восе», «Хусров и Ширин», «Тахир и Зухра»), а также с современной жизнью родной республики («Приговор», «Невеста», «Рохатхон»). Такой широкий диапазон драматургии М.Турсун-заде в подходе к литературному материалу позволил ему полно и всесторонние реализовать в художественной форме проблему единства национального и общечеловеческого начал. Осваивая элементы традиционной сюжетики, Мирзо Турсун-заде стремился и к своего рода синкретизму. Вот почему первоначально он создает на сюжет известной легенды о Тахире и Зухре либретто. Оно представляло собой словесный текст сценического музыкально-драматургического произведения. В либретто «Тахир и Зухра», пишет А.Сайфуллаев, «М.Турсун-заде стремится поднять образ основных героев до уровня социальных типов, не нарушая при этом основы образов фольклорных произведений». В истории литературы тюрко-и персоязычного Востока лиро-эпический сюжет «Тахира и Зухры» бытует в течении уже многих столетий. Основа сюжета едина почти во всех версиях. Эта версия передает борьбу за общественную справедливость, которую может осуществить идеальный монарх. Узбекская версия сохраняет элементы, присущие древнему мифотворчеству (см. «Тахир и Зухра» С.Абдуллы). Казахский вариант отражает социальные отношения первобытно-общинного строя и сложившиеся в его условиях нравы и обычаи. В Туркмении существуют две версии сюжета «Тахира и Зухра» - фольклорная и письменно-литературная адаптация под названием «Зухра и Тахир», созданная в Х1Х веке Молланепесом. Либретто М.Турсун-заде «Тахир и Зухра» представляло самостоятельный драматургический жанр, объединявший в себе национальное и общечеловеческое начала. Избрав в качестве ...

Joylangan
06 Mar 2024 | 19:14:14
Bo'lim
Adabiyot
Fayl formati
zip → doc
Fayl hajmi
25.15 KB
Ko'rishlar soni
121 marta
Ko'chirishlar soni
4 marta
Virus yo'q.
VirusTotal da tekshirish
O'zgartirgan san'a:
28.03.2025 | 12:54
Arxiv ichida: doc
Joylangan
06 Mar 2024 [ 19:14 ]
Bo'lim
Adabiyot
Fayl formati
zip → doc
Fayl hajmi
25.15 KB
Ko'rishlar soni
121 marta
Ko'chirishlar soni
4 marta
Virus yo'q.
VirusTotal da tekshirish
O'zgartirish kiritilgan:
28.03.2025 [ 12:54 ]
Arxiv ichida: doc