Фабула

Фабула

O'quvchilarga / Adabiyot
Фабула - rasmi

Material tavsifi

Фабула Фабула, как разновидность сюжета, или Самостоятельная литературоведческая категория? Фабула (лат. - басня, пересказ) обозначает повествовательные жанры - басня, рассказ, новелла, шванки. Аналогичное понимание термина сохранилось и в последующие литературные эпохи. Так, в Средневековье получил распространение стихотворный рассказ сатирического характера «фаблио». В науке о литературе «фабула» характеризуется последовательным изложением событий, приключений, случаев. При этом одни ученые отделяют фабулу от сюжета, указывая на отличительные признаки: сюжет - это готовый смысл текста, а фабула в нем - краткий рассказ о каком - то событии; сюжет должен распознаваться новизной, а фабула сохраняет традиционность; сюжет - канва текста, а фабула - узор, рисунок в системе действия; сюжет - «скелет», конструкция, а фабула - ткань, одевающая его кости. Выделяются при этом три типа фабульных ходов: а) подготовка к событию; б) собственно событие; в) после события (результат). Каждый событийный элемент фабулы ликвидируется либо в самом материале (нулевой результат), либо гасится сюжетом. Финалы фабул всегда открытые (эффект случайности), развязка (финал) парадоксально объясняет и освещает все предшествующие эпизоды. Фабула отличается умеренным объемом повествования, сюжет, напротив, создает большое событийное поле. Категории сюжета и фабулы характеризуются временными блоками. Так, в рассказе Э. Хемингуэя «Снега Килиманджаро» фабулой, согласно сторонников этой теории, является событие нескольких дней (две недели) из жизни отдыхающих в Африке американцев - Гарри и его жены. Сюжетное время рассказа охватывает десятилетия, оно включено в систему ретро - памяти умирающего Гарри. Категория времени определяет границу между сюжетом и фабулой: а) сюжетное время - основной повествовательный круг; б) фабульное время вмещается в сюжетный цикл: В теории литературы доминирует противоположная точка зрения о концепции фабулы. Большинство литературоведов рекомендуют отказаться от понятия «фабула», полностью заменив его термином сюжет. Фабула, если и не исчерпала свою эстетическую значимость, несомненно, утратила научную актуальность. Подвести итог о категории «содержания и формы» позволит следующая схема: Идейно - тематическая основа не существует сама по себе. На нее работает все и вся, потому что закон организует единство содержания и формы, закон сцепления между речевыми элементами и сюжетом. ...


Ochish
Joylangan
Bo'lim Adabiyot
Fayl formati zip → doc
Fayl hajmi 13.56 KB
Ko'rishlar soni 93 marta
Ko'chirishlar soni 6 marta
O'zgartirgan san'a: 28.03.2025 | 12:54 Arxiv ichida: doc
Joylangan
Bo'lim Adabiyot
Fayl formati zip → doc
Fayl hajmi 13.56 KB
Ko'rishlar soni 93 marta
Ko'chirishlar soni 6 marta
O'zgartirish kiritilgan: Arxiv ichida: doc
Tepaga