Категория содержания в художественном творчестве. Тема художественного произведения

Категория содержания в художественном творчестве. Тема художественного произведения

O'quvchilarga / Adabiyot
Категория содержания в художественном творчестве. Тема художественного произведения - rasmi

Material tavsifi

Категория содержания в художественном творчестве. Тема художественного произведения Тема; проблема; идея; пафос; мировоззрение; тенденциозность В читательском обиходе термин «содержание» синонимичен словам «смысл» или «суть» произведения. Теория литературы рассматривает понятие «содержание» как особый эстетический мир, состоящий из «идеи», «темы», «проблемы» и «пафоса» (Г.Н. Поспелов). В содержании В. Кожинов видит сумму следующих понятий: «художественная идея», «характеры» и «обстоятельства». Отечественные литературоведы отдают предпочтение поспеловской концепции. Тема художественного произведения Тема (гр. - нечто, положенное в основу) обозначает главную мысль литературного произведения и его предмет познания. Тема характеризует те явления действительности, которые отражены в данном произведении. Один из первых авторов учебника «Введение в литературоведение» Г.Л. Абрамович определяет тему как «основную проблему, поставленную» писателем. Здесь неуместен знак равенства между близкими, но отличающимися между собой художественными категориями. В теории литературы тема - не - проблема. Г.Н. Поспелов выделил три признака темы. Первый показатель темы - изображаемое имеет отношение к жизни человека, природы, животного и растительного миров, что указывает на тематическое многообразие художественной литературы (социальная, философская, пейзажная, любовная, историческая). Второй аспект темы связан с раскрытием граней социальных характеров в их внешних и духовных демонстрациях. Проще говоря, характерологический момент активно проявляется в теме и организует ее. Третий признак темы связан с изображением национального колорита, который окружает героев литературного произведения. Поспеловское учение о теме в художественном творчестве тесно связано с общественной, социальной и национальной средой. В этот тематический разряд уместно было бы включить и интеллектуальную сферу: то ли она имеется у героев, то ли ее нет. Не обязательно, чтобы литературный персонаж читал книги, журналы, газеты. Культурная среда достаточно явно проявляется в речевых и мыслительных процессах действующих лиц. Сквозные литературные темы. Они зарождаются в одной эпохе, затем лейтмотивно развиваются и в этой же эпохе завершают свою эстетическую функцию. Так, в литературе XIX века выделяется тема маленького человека. Понятие «маленький человек» не имеет отношения к нищим, крестьянам, рабочим. Этот тематический тип сформировался в чиновничьей среде, в обществе разночинцев. Именно в умах неполноценных и ущемленных в социальном отношении героев зарождаются идеи гордыни, бунта и мести. Тема маленького человека представлена в историко - эволюционном развитии: личность подавленная - бунт - расчеловечивание. - У Пушкина звучит призыв к любви и сочувствию, впрочем, герой может нарушать «запрет», но это еще не «бунт» («Повести Белкина»). - У Гоголя - любовь + бунт в фантастической форме («Шинель»). - У Достоевского - любовь + герой поднимается до критики Гоголя, который не понимает «маленького человека» («Бедные люди»). - У Чехова - любовь + расчеловечивание личности и закрытие темы «маленького человека» ...


Ochish
Joylangan
Bo'lim Adabiyot
Fayl formati zip → doc
Fayl hajmi 16.96 KB
Ko'rishlar soni 79 marta
Ko'chirishlar soni 4 marta
O'zgartirgan san'a: 28.03.2025 | 12:52 Arxiv ichida: doc
Joylangan
Bo'lim Adabiyot
Fayl formati zip → doc
Fayl hajmi 16.96 KB
Ko'rishlar soni 79 marta
Ko'chirishlar soni 4 marta
O'zgartirish kiritilgan: Arxiv ichida: doc
Tepaga