КУЛЬТУРА ТУРКЕСТАНА XVI-XIX ВВ. План: 1.Политическая ситуация в Туркестане в первой половине XVI-XIX веков. 2.По пути к развитию культуры. 3.Суфизм. Первоисточник. Данная тема достаточно убедительно освещена в статье академика М.М. Хайруллаева «О культуре Туркестана в XVI и в первой половине XIX века» [36:22-33]. Поэтому при разработке темы в основном опираемся на этот ценный источник. Политическая ситуация. В этот период правили Мавераннахром шейбаниды (1500-1601), аштарханиды (1601-1753), мангыты и другие (1753-1920). Характерными для этого времени были междоусобицы, борьба за престол, внутренние конфликты, усиление интереса соседних государств к Мавераннахру в связи с его политическим неустойчивым развитием. В результате конфликтов к . власть раздробилась: появились два ханства на почве Мавераннахра - Бухарское и Хивинское, а в . - Кокандское (которое в . было ликвидировано и стало колонией России). Сдвиги культурного развития. Когда правил Бухарским ханством Абдуллахан II (1557-1598), начала стабилизироваться экономическая и культурная жизнь в регионе. Интенсивно стало развиваться сельское хозяйство, построены ирригационные сооружения, каналы. В крупных городах процветало ремесленничество. В исторических документах значился 61 вид ремесла. В Самарканде производились различные металлические изделия, трикотажные и шелковые ткани, бумага высокого качества. Расширились границы города Бухара, отремонтированы городские стены и оборонительные сооружения и крепости. Возведены медресе и молельни, караван-сараи (гостиницы) и построены рынки. Значительно расширилась внутренняя и внешняя торговля, особенно торговля с Ираном, Турцией, Индией и Россией. Утечка и отток мозгов. С установлением в XVI в. в Индии власти Бабуридов здесь начинают развиваться культурные традиции периода Темуридов. Бабуриды стали широко распространять на индийской земле культурные ценности Мавераннахра и Хорасана. Наблюдается интенсивный «отток мозгов» - философов, ученых, деятелей искусства и ремесленников из Центральной Азии. Во дворце бабуридов формировалась как тюркоязычная, так и персидская литература, особенно - искусство и наука. Это стимулировало укрепление культурных сношений между бабуридской Индией и Центральной Азией, в частности, Туркестаном. Особенно широкое развитие нашла мусульманская культура, основанная на духовных ценностях Центральной Азии. Именно при Шахджахане (1592-166) было построено редкое архитектурное сооружение Таджмахал - восьмое чудо света. «Утечка мозгов» наблюдается и в пользу культурной жизни Туркестана. Так, выходец из Ирана Мирза Шерози прочно обосновался в Мавераннахре. Здесь в медресе он преподавал философию, логику, право. Писал комментарии к произведениям Авиценны, своего учителя Джалалиддина Давони и других. В Рукописном фонде Института Востоковедения АН РУз. хранятся его книги о классификации наук, об образцах искусства, об отражении и ряд других сочинений. Суфийское учение. Под влиянием культурных ценностей, развитых в эпоху правления Темуридов, появилась новая духовная культура, получили особое развитие литература, искусство, наука, в частности, историческая. Приобрело большое значение в ...

Joylangan
08 Mar 2024 | 05:50:57
Bo'lim
Falsafa
Fayl formati
zip → docx
Fayl hajmi
25.18 KB
Ko'rishlar soni
80 marta
Ko'chirishlar soni
9 marta
Virus yo'q.
VirusTotal da tekshirish
O'zgartirgan san'a:
28.03.2025 | 01:10
Arxiv ichida: docx
Joylangan
08 Mar 2024 [ 05:50 ]
Bo'lim
Falsafa
Fayl formati
zip → docx
Fayl hajmi
25.18 KB
Ko'rishlar soni
80 marta
Ko'chirishlar soni
9 marta
Virus yo'q.
VirusTotal da tekshirish
O'zgartirish kiritilgan:
28.03.2025 [ 01:10 ]
Arxiv ichida: docx