СЕМИНАР № 13 ДУХОВНОСТЬ И ФИЛОСОФИЯ ИДЕЙ Духовность и общественное развитие Идеологические идеи и ценности Идеологическая картина современного мира 1.Духовность и общественное развитие Среди наиболее важных приоритетов развития Узбекистана на ближайшую перспективу И. Каримов особо выделили проблему дальнейшего духовного обновления общества. Мы все, - подчеркнул президент, - должны четко осознавать, что от духовного возрождения народа, сохранения традиций, развития культуры и искусства зависит положение дел в других сферах, зависит насколько результативными будут проводимые реформы Поэтому проблема духовности, проблема духовного и нравственного воспитания приобретает сегодня особенно важное значение. Духовность - понятие сложное и многогранное. Она охватывает многие стороны сознания, мышления, убеждений человека, культурное наследие, систему современных научных и художественных ценностей, обычаи, традиции, ритуалы, религиозную практику. В свою очередь каждое из перечисленных явлений состоит из множеств конкретных ценностей. Естественно не все они равнозначны, но каждое по-своему служит потребностям людей, влияет на общество и общественное развитие. В обыденной жизни духовность чаще употребляется для обозначения продуктов умственной деятельности человека и общества (т. н. духовной культуры), непосредственно не связанных с материальным производством, кроме того, они используются также для обозначения нравственных, религиозных норм, взглядов, убеждений, регуляции обыденной практики. Здесь следует обратить внимание на одну важную деталь. Если слово духовность буквально перевести на узбекский язык, то оно прозвучит как рухият или рухоният. В другом значении это же понятие обозначается как маънавият - скорее всего эквивалент, но не калька духовности. В русском языке, как и в других западных языках, слово духовность имеет единый корень - дух, который согласно иудейским и христианским традициям имеет следующие значения: 1)бессмертие, вечная жизнь; 2) дыхание (Божье). Поэтому в русском и западном понимании духовность - это искра Божья в человеке, а так же свойства, дарованные ему Богом, и которые отсутствуют у животных: сознание, мышление, вера, надежда, нравственность, любовь. Несколько иначе шло формирование понятия маънавият (духовность) в центрально-азиатском регионе, которое, находясь под влиянием несколько иных факторов, нежели в иудейско-христианской среде, вышло за пределы своей узко религиозной основы, в то время как на Западе духовность и сегодня употребляется преимущественно в религиозном значении. И здесь нельзя не согласится с известным философом Э. Юсуповым, считающим, что не всякая форма сознательной деятельности человека, возможностей мышления может считаться духовностью. Только те качества внутреннего душевного мира человека, которые имеют определенное положительное значение, называются духовностью. Эту же мысль отстаивает и сам А. Эркаев, подчеркивая, что в процессе усвоения ценностей у человека формируются положительные человеческие качества. И в этом плане, пожалуй, в какой-то мере можно вывести положение о том, что духовность формирует не отдельная, ...

Joylangan
10 Mar 2024 | 07:43:41
Bo'lim
Falsafa
Fayl formati
zip → doc
Fayl hajmi
14.76 KB
Ko'rishlar soni
95 marta
Ko'chirishlar soni
10 marta
Virus yo'q.
VirusTotal da tekshirish
O'zgartirgan san'a:
28.03.2025 | 01:10
Arxiv ichida: doc
Joylangan
10 Mar 2024 [ 07:43 ]
Bo'lim
Falsafa
Fayl formati
zip → doc
Fayl hajmi
14.76 KB
Ko'rishlar soni
95 marta
Ko'chirishlar soni
10 marta
Virus yo'q.
VirusTotal da tekshirish
O'zgartirish kiritilgan:
28.03.2025 [ 01:10 ]
Arxiv ichida: doc