Тема № 12. Теории общества. План: 1. Теории общества. 2. Понятия «человек», «индивид», «личность». 3. Роль человека в обществе. 1. Теории общества. Одна из наиболее системных объектов философского анализа - общество. Оно состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, находящихся в чрезвычайно сложных отношениях между собой. Общество не является простой совокупностью этих элементов и подсистем, а представляет собой динамическую систему, различные подсистемы и элементы которой обновляются в изменяющихся связях и взаимодействиях. Осмыслив внешний мир, люди издавна стремились понять и объяснить общественные явления, смысл общественной организации. Так, в буддизме - одной из древнейших из мировых религий - утверждалось, будто после второго золотого века наступил период неравенства людей, обманов и несправедливости, поэтому люди избрали царя, который должен был уничтожить вражду между людьми. Древнегреческий философ Платон создал учение об идеальном государстве. Великий мыслитель Центральной Азии аль-Фараби - о добродетельном государстве. Много интересных мыслей о строительстве государства и общества мы находим в Уложениях Тимура. В эпоху нового времени известные мыслители Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо (17-18 вв.) выдвинули идею об общественном договоре. В этот же период А. Смит выдвинул идею трудового общества, где труд выступает главным источником общественного богатства. Великий немецкий философ Г. Гегель разработал учение о государственном обществе, которую определял как систему всеобщей зависимости. В первой половине XIX века французский философ О. Конт (1798-1875) ввел понятие социология - учение об обществе как целостной системе. Развитие социологии в XIX веке связано также с именем английского философа и социолога Г. Спенсера, разделявшего идею О. Конта об эволюции общество как целостного организма. В середине XIX века возник марксизм, который также разработал учение об обществе как целостной системе, раскрыв при этом сложную систему элементов, из которой складывается общество, выделив главные системообразующие связи, обеспечивающие целостность всей общественной системы и возможности ее функционирования. Однако, выдвинув эту идею, марксизм отбросил как ненаучные, вредные и реакционные все другие учения об обществе, в том числе теорию цивилизационного развития, которая сегодня наряду с новейшими учениями (учение о смешанном обществе Дж. Гилберта, теория стадий экономического роста У. Ростоу, теория исторического круговорота А Тойнби, идея О. Тоффлера о развитии человеческой цивилизации) получила широкое распространение. Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что общество в наиболее широком значении представляет совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, динамическую систему, различные подсистемы и элементы которой постоянно обновляются и находятся в изменяющихся взаимодействиях. В узком смысле - общество есть совокупность людей, находящихся на определенной ступени социально-экономического развития. Оно выражает не сумму образующих его связей, а сложную социальную систему, в ...

Joylangan
10 Mar 2024 | 07:43:41
Bo'lim
Falsafa
Fayl formati
zip → doc
Fayl hajmi
9.6 KB
Ko'rishlar soni
93 marta
Ko'chirishlar soni
5 marta
Virus yo'q.
VirusTotal da tekshirish
O'zgartirgan san'a:
28.03.2025 | 01:10
Arxiv ichida: doc
Joylangan
10 Mar 2024 [ 07:43 ]
Bo'lim
Falsafa
Fayl formati
zip → doc
Fayl hajmi
9.6 KB
Ko'rishlar soni
93 marta
Ko'chirishlar soni
5 marta
Virus yo'q.
VirusTotal da tekshirish
O'zgartirish kiritilgan:
28.03.2025 [ 01:10 ]
Arxiv ichida: doc